На следующем, более высоком уровне развития слуха выполняются задания, максимально приближенные к практике живого джазового музицирования. Эти задания условно можно разделить на три группы.
Первая из них формирует у студентов слуховые представления о различных фактурных вариантах изученных ранее аккордов. В джазе давно и прочно укоренилась традиция давать упрощённую запись аккордов – в основном, септаккордами. Но при этом музыкант импровизационно добавляет к аккорду так называемые «надстройки» – нону, ундециму, терцдециму, которые могут располагаться как вверху, так и в середине аккорда. Аккорды исполняются в тесном, широком и смешанном расположениях; к ним нередко добавляются проходящие, вспомогательные аккорды и т.д.. Кроме этого играть необходимо в определённой ритмо-формуле, характерной для того или иного стиля. Если учащиеся справляются с этим комплексом задач не сразу (зачастую так и бывает), то им предлагается поиграть подобные образцы джазового аккомпанемента вначале по нотам, а потом уже узнавать их по слуху. Вот один из таких примеров [№21]:
Вторая группа заданий непосредственно связана с первой. Теперь аранжированные аккорды проигрываются в функциональной последовательности (в джазе такая последовательность называется прогрессией), например [22 — Progressions II-V-I]:
Кроме прогрессии II–V–I осваиваются всевозможные варианты тэрнераундов (каденций), многочисленные блюзовые прогрессии и др.
Приложения (файлы в формате MIDI)
Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.