Во второй части рубрики хотелось бы рассказать о том, как научиться слышать аккорды.
Изучение аккордов начинается с мажорных и минорных трезвучий. Ученику необходимо исполнить трезвучия по цифровке в режиме игры «в эхо». Может возникнуть вопрос, какое отношение данное задание имеет к развитию слуха? Во-первых, во время выполнения такого упражнения в любом случае производится сравнительный слуховой анализ. Во-вторых, развитие гармонического слуха всегда идёт рука об руку с развитием музыкального понимания. На этих упражнениях как раз и отрабатываются очень важные для игры по слуху визуальные представления об аккордах.
Вслед за трезвучиями в основном виде даётся задание определить на слух трезвучия в разных мелодических положениях. Здесь ученик поставлен перед необходимостью уже активно вслушиваться в звучание аккордов и мгновенно в них ориентироваться:
Образец выполнения задания:
Образец выполнения задания:
Аналогичным образом усваиваются на слух и визуально септаккорды. На данном этапе целесообразно ограничиться пятью наиболее распространёнными в джазе септаккордами:
1. Большой мажорный (maj)
2. Малый мажорный или доминантовый (7)
3. Малый минорный (m7)
4. Малый уменьшённый или полууменьшённый (m7b5)
5. Уменьшённый (dim7)
Каждый септаккорд отрабатывается отдельно [№12-16], затем вперемежку [№17] и, наконец, определяется по слуху от указанной ноты [№18]
Следующее задание: определить на слух 5 видов нонаккордов – Maj9, m9, 79, 7b9, 7#9. Выполняется оно аналогично предыдущему, т.е. аккорды определяются по слуху от указанной ноты.
Образец выполнения задания:
Последний файл [20 — Accords – 13] объединяет в одно задание 4 вида трезвучия, обращения Б53 и М53, 5 септаккордов. Сам файл записан от ноты «до», но с помощью функции транспонирования, имеющейся в синтезаторе, его можно проигрывать от любого из 12 звуков.
Приложения (файлы в формате MIDI)
Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.