БЛЮЗ
Гармония и форма
Импровизация является неотъемлемым элементом джаза. Наилучшей формой для её выражения до сих пор остаётся блюз. Поэтому, прежде чем учиться играть джаз, следует освоить блюзовую гармонию и форму. На первом этапе знакомимся с самой простой формой – архаическим блюзом:
Этапы освоения:
1. Играем гармонию на синтезаторе в режиме автоаккомпанемента с использованием стилей из разделов “Swing” и “Latin”. Тональности: C, G, Bb, Eb, F.
2. В партии пр. р. добавляем риффы:
3. Играем на фортепиано в различных фактурах:
Блюзовый лад
Простейший блюзовый лад строится на основе минорной пентатоники, к которой добавляется пониженная V ступень.
Как быстро построить блюзовый лад?
1) Строим малый минорный септаккорд;
2) заполняем большую терцию – получается минорная пентатоника;
3) добавляем V пониженную ступень – получается блюзовая пентатоника.
Полезные упражнения на освоение блюзовых гамм можно найти в видеошколе «Blues for Piano and Keyboard, vol. 11». Каждое упражнение (4 такта) исполняется поочередно пр. р., л. р. и двумя руками вместе. Таким образом, в сумме получается 12-тактовый период – блюзовый квадрат. В пособии прилагаются «минусовки» в формате MP3, записанные в 12 тональностях. В начале целесообразнее ограничиться наиболее распространенными тональностями: A, C, D, E, F, G, Eb.
Данную аппликатуру следует применять в тональностях: A, C, D, E, G, Bb, Eb.
Аппликатура для тональностей F, B — пр.р. — 1-2-3-1-2-3 / 1-2-3-1-2-3; л.р. — 5-3-2-1-4-2 / 1-3-2-1-4-2
Аппликатура для тональностей C#, F# — пр.р. -2-1-2-3-4-1 / 2-1-2-3-4-1; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1
Аппликатура для тональности Ab — пр.р. — 4-1-2-1-2-3 / 4-1-2-1-2-3; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1
Под те же «минусовки» играем фразы, используя технику риффа. Сочиняем собственные фразы на блюзовую пентатонику.
В джазе может применяться мажорная пентатоника с добавленной bIII ступенью:
и так называемый полный блюзовый лад, состоящий из натурального мажора с добавленными к нему пониженными III, V и VII ступенями:
Упражнения полезны, нужны, на них можно хорошо усвоить блюзовый лад, джазовую ритмику, а так же форму 12-тактового блюза.
Дирижер биг-бенда Анатолий Жульев. г.Запорожье
Благодарим за отзыв. Приятно, что работа вызвала интерес и может быть полезна. Шевченко.
Спасибо за упражнения! Они очень хорошие и полезные! Вот жаль только что приходится все самому осваивать, не все бывает понятно, а учителей хороших трудно найти. А ведь так хочется джаз играть..
2(Green) задавайте вопросы в комментариях, если что то непонятно — авторы материала готовы ответить.
спасибо…
с чего начать???на что необходимо обратить внимание…упражнения…
но где же можно найти информацию по подробнее???
очень хочется понять как все таки играть блюз!!!!)))
2(NikKvitka) можно попробовать начать с начала 🙂
например, с первого упражнения на этом сайте.
Отличный материал! Спасибо!
Апликатура, техники ???
С этим все понятно и за это спасибо. Я свободно играю в ля, ре, ми, до, но вот с другими тональностями не могу освоиться. просто пальцам не удобно по пентатонике играть. Есть ли конкретные аппликатуры для каждой тональности???
Данную в нотах аппликатуру следует применять в тональностях: A, C, D, E, G, Bb, Eb.
Аппликатура для тональностей F, B — пр.р. — 1-2-3-1-2-3 / 1-2-3-1-2-3; л.р. — 5-3-2-1-4-2 / 1-3-2-1-4-2
Аппликатура для тональностей C#, F# — пр.р. -2-1-2-3-4-1 / 2-1-2-3-4-1; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1
Аппликатура для тональности Ab — пр.р. — 4-1-2-1-2-3 / 4-1-2-1-2-3; л.р. — 2-1-4-3-2-1 / 2-1-4-3-2-1
Спасибо большое за материал))) долго искала именно «начало» в доступной форме))