Параллельно изучению интервалов от звука даются задания на развитие ладового чувства. Ощущение ступени формируется путем её пропевания/проигрывания с последующим разрешением в тонику:
Данные ступеневые «дорожки» предлагается проигрывать и пропевать вразброс (в случайном порядке). Затем они исполняются под фонограмму [Lad 1 (Major)] в режиме «игры в эхо»:
Аналогичное упражнение выполняется в минорном ладу [Lad 2 (minor)].
Эти и последующие упражнения обязательно транспонируются в пределах доступного учащемуся. Причём «вопрос» может проигрывать ученик, а учитель – «ответ». Главная задача здесь – соблюдение ритмической сетки. Это уже первые шаги на пути к импровизации.
На основе ступеневых «дорожек» составляются мелодические линии в законченном структурном виде. В качестве образцов предлагаются упражнения В. Кирюшина. Перед учеником ставится задача обозначить и запомнить ступени, с которых начинается каждый мотив. Затем упражнение играется в разных тональностях под аккомпанемент аудио-файла. Транспонирование – давний, испытанный метод развития слуха и мышления.
Затем перед учеником ставится задача – исполнить попевки из двух-трёх звуков в ладу [Lad 7 — Motifs in Major]:
В данном упражнении также формируется слуховое представление о прочтении восьмых в свинге, добавляется блюзовая нота (bIII ступень).
И, наконец, задания на определение на слух гармонических интервалов:
• [Lad 8 — Intervals harm. in Major]
• [Lad 9 — Intervals harm. in minor]
Приложения (файлы в формате MIDI и MP3)
Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.