Развитие музыкального слуха является первоочередной задачей при воспитании музыканта. Для джазового музыканта это имеет особенное значение, так как ему приходится играть музыку не только по нотам, но и по слуху, а также импровизировать. Да и сама специфика джазового исполнительства (что касается ритмики, артикуляции, акцентирования, фразировки) не поддаётся, как известно, точной нотации и осваивается музыкантами на слух.
В сложившейся на сегодняшний день системе музыкального образования развитие музыкального слуха целенаправленно ведётся на уроках сольфеджио. В классе специальности эта способность ученика зачастую развивается самопроизвольно и фактически не управляется преподавателем. Известно, однако, что данная способность поддаётся педагогическому воздействию и «может быть очень сильно увеличена путём специальных упражнений» (Б.М. Теплов). О некоторых таких специальных упражнениях речь пойдёт ниже.
Но всё-таки хочется подчеркнуть, что одной из главных задач решения этого вопроса является осуществление межпредметных связей. Важно, чтобы преподаватели по специальности и сольфеджио учили одинаково и их действия были бы скоординированы. В противном случае может получиться как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Реализовать на практике межпредметные связи можно путём координации программ и непосредственного живого общения между преподавателями. Здесь речь идёт не о прямом дублировании, а об одинаковых способах и одновременном прохождении тем (например, изучение интервалов, аккордов, тональностей, ладов). Разница состоит в формах преподавания. На уроках сольфеджио, в основном, используются такие формы, как пение, диктант, слуховой анализ. В классе специальности при выполнении упражнений по развитию слуха акцент делается на работе с инструментом. Главная цель этих упражнений – воспитание навыка «слышащей руки».
Существует много методов развития музыкального слуха. В джазовых школах приоритет отдаётся таким упражнениям: на аудио-носитель записываются интервалы, аккорды, характерные фразы в самой разной последовательности. При прослушивании записи нужно постараться сразу сыграть на фортепиано услышанный интервал, аккорд или фразу – своего рода игра «в эхо». На таких принципах построены школы Джейми Эйберсольда, Стива Вая, Стива Масаковски и др.
Джейми Эйберсольд (род. в 1939 г.) – американский джазовый саксофонист и педагог. Его серия учебных пособий «Play—A—Long» (первое издание – в 1967 г.) – является всемирно известным ресурсом для джазового образования. В настоящее время выпущено 126 коллекций.
Большую известность получило пособие по развитию музыкального слуха «Jazz Ear Training Course». Начинается пособие с упражнений на интервалы и, постепенно усложняясь, доходит до сложных аккордовых прогрессий.
Польза от этих упражнений состоит ещё и в том, что учащийся поставлен перед необходимостью решать поставленную задачу в ритме (упражнения выполняются под метроном или под фонограмму). Это максимально приближает задание к практике живого музицирования. Ученик приучается слушать не только звуковысотную составляющую, но и одновременно – метро-ритмическую. Для воспитания джазового музыканта это особенно актуально.
Конечно, чтобы использовать этот метод в учебной практике, необходимо произвести некоторую корректировку с целью его адаптации для конкретных условий. Большую помощь в этой работе могут оказать компьютерные технологии. В данном случае совершенно очевидны, например, преимущества синтезатора перед магнитофоном: MIDI-формат позволяет легко и быстро транспонировать упражнения в другую тональность, изменять темп, изменять тембры инструментов. Поэтому все упражнения рационально записать в формате MIDI-файла, которые затем можно воспроизводить на компьютере или синтезаторе (лучше, если это будет качественный синтезатор: например, Yamaha PSR-S970).
Другой задачей является классификация упражнений в порядке возрастания от простого к сложному. Важно, чтобы с самого начала упражнение не было для ученика чрезмерно сложным. Слишком заковыристые задания, оказавшиеся не по зубам, могут только отбить охоту заниматься. Начинать следует с простого и постепенно поднимать планку, переходя к более сложным заданиям, включающим в себя наиболее распространённые в джазовой музыке фактурные, мелодические и ритмические рисунки.
Важнейший этап тренировки слуха – умение безукоризненно распознавать интервалы. Джейми Эйберсольд предлагает следующую классификацию:
- Малые и большие секунды ↑↓
- Малые и большие терции ↑↓
- Чистые кварты и квинты, тритон ↑↓
- Малые и большие сексты ↑↓
- Малые и большие септимы, октава ↑↓
Каждый из разделов содержит большое количество интервалов, записанных от разных нот в разных регистрах. Это делается с тем, чтобы учащийся не пытался запомнить последовательность, а играл именно по слуху. Недостатком в школе Эйберсольда является то, что в ней не указаны исходящие ноты. Получается, что ученик сможет только произносить вслух названия интервалов, но не играть их (за исключением тех, кто имеет абсолютный слух). На мой взгляд, это задание может быть более эффективным, если исходящие звуки будут представлены ученику в виде нотного текста, а также если оно будет метро-ритмически организовано. К разделу прилагаются звуковые файлы в формате MIDI.
Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.