Н.И. Шевченко. Эстрадное сольфеджио

О сборнике «Эстрадное сольфеджио»

Опыт преподавания на эстрадном отделении в музыкальной школе и колледже искусств показывает, что наиболее эффективных результатов в обучении можно добиться благодаря реализации межпредметных связей. Все предметы учебного цикла на эстрадном отделении направлены на решение общих задач, связанных с особенностями эстрадной и джазовой музыки. Это – усвоение характерных черт джазовой мелодии, гармонии, блюзового лада, изучение особенностей джазовой ритмики, умение записывать и подбирать по слуху, исполнять джазовые темы с гармоническим сопровождением по буквенно-цифровым обозначениям и т.п.
Сольфеджио – это звено комплексного воспитания музыканта. Преподавание должно проходить в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами (в разных учебных заведениях они могут называться по-разному: эстрадное музицирование, импровизация, сочинение и т.п.). С учетом этого должны быть согласованы программы (для того, чтобы один и тот же материал изучался параллельно) и методические приемы.
Именно в таком ключе и выстроен сборник «Эстрадное сольфеджио», публикацию которого мы начинаем на нашем сайте.
Сборник состоит из пяти разделов: «Ритмические упражнения», «Интонационные упражнения», «Одноголосие», «Двухголосие», «Мелодии зарубежной эстрады (-1)».
Вокальным формам в пособии отведено главное место, но есть много упражнений, которые необходимо выполнять на инструменте. Лучше, если это будет синтезатор. Хочется подчеркнуть, что использование синтезатора на уроках сольфеджио радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-образовательного процесса. Возможности этого инструмента позволяют изучать джазовый ритмо-интонационный материал в атмосфере живого музицирования и делают урок эмоционально насыщенным и более продуктивным.

Ритмические упражнения

Упражнения первого раздела знакомят с основной «ритмической» информацией, владение которой является обязательным для эстрадного, джазового музыканта. Каждое упражнение исполняется под ритмическое сопровождение синтезатора. Начинать упражнения следует с медленного темпа, затем переходить на более оживлённый и быстрый.

1) Метрическая пульсация.

Большинство методических пособий и видеошкол рекомендуют начинать занятия по джазовой ритмике с выработки точного чувства метра (см.: Э.Кунин. «Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке»; «Школа игры на ударных инструментах» — Guitar College; Эрик Джонсон — «Total Electric Guitar» и др.). Действительно, «если музыкант не обладает абсолютно точным чувством метра, то он исполнять джазовую музыку не может принципиально» (Э.Кунин). Поэтому, прежде всего, необходимо обратить особое внимание на точное исполнение четвертных долей. Неопытные музыканты обычно исполняют их чуть раньше времени. Тактировать лучше всего ногой — так традиционно принято в джазе.
Упражнение. Установите на метрономе темп 70 и, отмечая доли пяткой или носком ноги, добейтесь, чтобы тактирование точно совпадало с щелчком метронома. То же самое проделайте в темпах 110, 170 и 220, а затем в сопровождении синтезатора: JazzBallad (t = 64), MediumJazz (t = 142), Bebop (t = 240).

2) Ритмические фразы.

Берётся небольшая ритмическая фигура и отрабатывается до полного автоматизма в разных темпах (обязательно с тактированием):

Обратите внимание, что ритмические фразы в упражнении выстроены в определенной логической последовательности. Каждая последующая фраза является усложненным вариантом предыдущей. Поэтому осваивать эти фразы необходимо в том порядке, в котором они даны. Упражнение выполняется под метроном и под ритм-блок синтезатора (стили Pop/Rock, Latin).

3) Комбинирование ритмических фраз.

Из разученных фраз составляются длинные схемы (например, 2+15+10+21), которые также отрабатываются до автоматизма путём многократного повторения. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *