Пентахорды
Пентахорд – пятиступенный звукоряд в пределах квинты. В джазовой практике часто используются так называемые неполные пентахорды (с пропущенной II или IV ступенью). Удобнее их воспринимать как трезвучия с добавленными секундой или квартой. Приведенные ниже примеры демонстрируют различные модели пентахордов.
Любой септаккорд можно представить тремя трезвучиями, построенными от примы, терции и квинты. Например, аккорду Cmaj7 будут соответствовать до-мажорное, ми-минорное и соль-мажорное трезвучия. Следует чётко представлять, какие трезвучия соответствуют всем септаккордам.
1. Играть пентахорды, используя модели 1-7-10:
пентахорды. упр. 1 — MIDI — файл
2. Играть пентахорды, используя модели 2-8-11; 3-9-12; 4-5-6.
3. Играть доминантовые септаккорды по квинтовому кругу, обыгрывая их пентахордами от квинты и примы:
пентахорды. упр. 3 MIDI — файл
4. Усложненная доминантовая гармония. G7#11 – мажорный пентахорд от 2 ступени + минорное трезвучие от 5-й. Это упражнение лучше осваивать поэтапно. В начале его следует исполнить в фактуре упражнения №3 (в партии л. р. — септима и терция). Звуки пентахордов здесь соответствуют аккордовым надстройкам, которые характерны для джазовой гармонии: 9, +11, 13 (мажорный пентахорд от 2 ступени доминантсептаккорда — звуки ля-до#-ми). Второй этап работы над этим упражнением — освоение так называемых аранжированных аккордов в партии левой руки. Здесь к базовым тонам — терции и септиме — добавляются надстройки 9 и 13. Следует обратить внимание на две формы этого аккорда. Форма А (от терции) — 1 такт, форма B (от септимы) — 7 такт.
пентахорды. упр. 4 MIDI — файл
5. G7alt – мажорное трезвучие от b6 ступени (b13) + минорное трезвучие от b2 ступени (b9). Методика освоения этого упражнения такая же, как в предыдущем, но к терции и септиме здесь добавляются уже альтерированные надстройки — b9, #9 и b13. Аккордовая форма А (от терции) — 1 такт, форма B (от септимы) — 7 такт.
пентахорды. упр. 5 MIDI — файл