Джазовые упражнения для фортепиано #7

Обыгрывание гармонических схем.

Порядок работы:
а) проиграть гармоническую схему;
б) записать опорные тоны, продумать размещение кульминации;
в) соединить опорные тоны с помощью пентахордов.
Рассмотрим пример на стандартную гармоническую последовательность IIm7-V7-IIIm7-VIm7-IIm7-V7-Imaj.
В качестве опорных тонов может быть любой тон, от примы до ноны (1, 3, 5, 7, 9). Желательно эти тоны выстроить секвенционно. Кульминацию (самую высокую ноту) лучше разместить в третьей четверти формы.
Образец решения задачи:

Пример 1 — MIDI — файл



В данном примере опорные тоны располагаются по кварто-квинтовому кругу. В следующем примере используется другой конструктивный принцип: движение по секундам.

Пример 2 — MIDI-файл
 

Можно мыслить не отдельными опорными тонами, а соответствующими каждому аккорду трезвучиями (напомним, эти трезвучия строятся от примы, терции и квинты аккорда; в альтерированных аккордах доминантовой группы — от ноны, малой ноны и малой терцдецимы). Эта последовательность трезвучий также не должна быть спонтанной. Необходимо ее продумать и логически выстроить. 

Пример 3 — MIDI-файл

 

От игры упражнений переходим к джазовым стандартам. В нотных примерах дается только образец выполнения импровизации. Тему следует подобрать по слуху, прослушав MIDI-файл. Пропущенные ноты необходимо заполнить пентахордами. После решения этой задачи попытайтесь придумать собственный вариант.

Autumn Leavers — MIDI-файл

 Blue Moon — MIDI-файл

Perdido — MIDI-файл

3 комментария для “Джазовые упражнения для фортепиано #7”

  1. Спасибо огромное!
    За плечами ССМШ и «конса», читаю, играю и думаю: ну как же сам вот так вот не догадался до всего этого!.. )))
    Я не только про урок, я про школу и сайт в целом.
    Еще раз спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *