Стандартные гармонические модели
После того, как будет усвоена гармония архаического блюза, основанная на главных аккордах лада (T, S, D), можно приступать к изучению гармонических моделей кварто-квинтового круга. Эти модели встречаются настолько часто в эстрадной и джазовой музыке, что их называют стандартными. Данные последовательности включают в себя как полный кварто-квинтовый круг, так и его сегменты. Вариантов этих гармонических сочетаний множество, но для первоначального их освоения можно выделить семь наиболее распространенных.
Как видно из схемы, первые четыре модели – мажорные, а последние три – минорные. ГМ № 1 строится на основе аккордов второй половины квинтового круга. Эта модель часто используется в каденциях (тернераундах). ГМ № 2 — хроматический вариант первой модели. Здесь следует научиться правильному соединению доминантсептаккордов, следующих друг за другом по квинтовому кругу. Вначале правой рукой играем тритоны по хроматической гамме в нисходящем движении. Затем к тритонам добавляем «надстройки» снизу или сверху.
ГМ № 3 — полный кварто-квинтовый круг в мажоре. ГМ № 4 состоит из двух частей — в 1-2 тактах используется характерный ход блюзовых каденций, в 3-4 тактах — варианты первой и второй модели. ГМ № 5 — аккорды первой половины квинтового круга в миноре. ГМ № 6 — полный круг в миноре (диатонический вариант). ГМ № 7 — полный круг в миноре (хроматический вариант).
Усвоенными эти гармонические модели могут считаться тогда, когда ученик сможет их исполнять свободно в различных ритмах джазового аккомпанемента и, разумеется, в разных тональностях. Ниже приводятся примерные образцы выполнения этих заданий. Каждый пример необходимо сыграть под аккомпанемент ударных (MIDI-файлы прилагаются).
A gde 1. uprazhnenije ?
http://sideman.ru/archives/57
все постинги из данного цикла — http://playjazz.ru/archives/category/laboratory/dzhazovye-uprazhneniya-dlya-fortepiano
Всем привет!