Методика освоения основ джазовой ритмики #5

Разумеется, джазовая ритмика может быть успешно усвоена, если она параллельно изучается в других формах работы: интонационных упражнениях, сольфеджировании, диктантах, творческих заданиях и, конечно, на уроках специальности.
Одной из таких форм может быть исполнение риффов. Рифф – повторяющаяся ритмо-мелодическая формула. Данные риффы исполняются в форме блюза под аккомпанемент педагога или в сопровождении фонограммы «минус 1» [Blues_MP3].


Секвенции


Увлекательным для учащихся является исполнение гамм в различных ритмах (некоторые примеры в формате MP3 можно прослушать в приложении). Особенно, на наш взгляд, полезно задание 5, в котором первое предложение исполняется в ритме Latin, второе – в ритме Swing. Такое сопоставление помогает лучше понять различие между этими двумя основными ритмами джаза. Одновременно с ритмической составляющей в данных упражнениях путём сравнения усваиваются одноимённые тональности, отличающиеся друг от друга III, VI и VII ступенями [Gammes_MP3].

В заключении данной главы хочется отметить ещё один момент. Очень важно с самого начала воспитывать в учениках чувство времени темы – квадрата, как высшей метрической единицы измерения. В джазе используются чаще две формы: блюзовая (12-такт) и песенная (32-такт, 16-такт). Постижение законов музыкального синтаксиса начинается с ощущения разделённых цезурой двухтактов, как основных единиц фразировки. Затем придёт ощущение предложений и периода. Упражнение: исполнение ритмических фраз (по 2, 4, 8 тактов) в виде игры «в эхо», «вопрос – ответ», в форме «рондо» (рифф – соло).
При прослушивании записей мастеров джаза следует давать установку отмечать границы квадратов, в том числе в соло ударных.

Литература по вопросу.
Кунин Э. Скрипач в джазе. – М., 1988. Стр. 19-25.
Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке». М. «Мега сервис» 1997
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. – М., 1992. Стр. 15-25
Степурко О. Трубач в джазе. – М., 1989. Стр. 5-48
Степурко О. Блюз, джаз, рок (универсальный метод импровизации). М., 1994. Стр. 91-137

Приложения (файлы в формате MP3)

Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *