После того, как пройден подготовительный этап, приступаем непосредственно к освоению ритмов джаза. В зависимости от способностей ученика, эта работа систематически и целенаправленно проводится со второго или третьего класса ДМШ. В данной работе упражнения на джазовую ритмику сгруппированы в три раздела:
1. Ровные восьмые (Straight 8th Feel);
2. Шестнадцатые (Funk Style);
3. Swing.
Упражнения выстроены по единому методическому принципу: вначале учащиеся знакомятся с отдельными ритмоблоками, своеобразными ритмическими фразами. Каждый ритмический блок отрабатывается до полного автоматизма в разных темпах под ритмическое сопровождение синтезатора. Доли, обозначенные над строчкой, отмечаются ногой, ритм пропевается теперь уже скэт-слогами. Ритмические «пустоты» при этом заполняются звуком «т» (соответствующие доли обозначены крестиком). Вначале ученик пропевает фразу вместе с преподавателем, затем поёт один, и только после этого исполняет её на инструменте.
1. Ровные восьмые (Straight 8th Feel)
Затем из данных ритмических фраз составляются схемы-предложения, которые также отрабатываются до полного автоматизма. Скэт-слоги могут варьироваться. Исполнять под фонограмму [Salsa].
Как применяется эта методика при разучивании джазовых пьес? Возьмём, к примеру, мелодию Кенни Дорэма (Kenny Dorham) «Blue Bossa»:
Вначале ученик должен самостоятельно проставить над строчкой доли, помечая ритмические «пустоты» крестиком:
Затем фраза пропевается скэт-слогами:
Как видно из примера, длинные ноты просчитываются. Т.е. мы не отказываемся от счёта вообще, а подходим к этому творчески. «Считать следует избирательно, по мере необходимости, учит фортепианно-педагогический опыт» (Г. М. Цыпин).
Приложения (файл в формате MP3)
Материал также опубликован на сайте Всероссийского фестиваля педагогического творчества.